Ыбырай Алтынсарин. Как Лукман Хаким наставил заблудшего на верный путь?

Ғылым Педагогика

Некий монах, воображавший себя праведником, сказал на одном собрании мудрецу Лукпану:

– Грех, что вы лечите больных. Бог посылает смерть, несчастья, вы же ищете средства избавления от них, что, по моему разумению, есть сопротивление воле божьей.
Лукпан ответил:

– Если это верно, то принесите книгу, в которой написано так. И если это будет такая книга, словам которой можно верить, то я покаюсь и прекращу лечение.
Монах не читал тех слов, о которых он говорил, ни в одной книге, а потому не двинулся с места, чтобы принести книгу.
Собравшийся народ поднял шум:

– Мудрец Лукпан утешил многих несчастных людей, он помогал сиротам, вдовам. Если ты считаешь его дела греховными, то докажи это по книге, а если не можешь доказать, то поведем тебя к казы.
Лукпан, видя, что дело принимает дурной оборот, попросил отпустить монаха. Вывел его на улицу и, оставшись с ним наедине, сказал ему:

– Монах, благодарим вас за то, что вы, желая спасти нас от грешных дел, по вашему разумению дали мне совет. Однако я тоже хочу вам дать один совет: когда бы то ни было, прежде чем приступить к какому-либо делу, сначала заставляйте работать ваш ум. Когда же ваш ум придет к определенному выводу, тогда заставляйте работать глаза; и только после того, как ваш ум решит, а затем глаза, увидев возможность исполнения этого дела, подтвердят, лишь тогда дайте волю языку и рукам. Это, во-первых.

Во-вторых, из ваших слов видно, что вы недостаточно сведущий человек, ибо бог дал человеку разные части тела: дал руки для того, чтобы работать; глаза, чтобы видеть; ноги, чтобы ходить; уши, чтобы слышать. Дал разум, чтобы отличать хорошее от дурного. Если все это вы не будете употреблять по своему назначению, то выходит, что вы идете против воли божьей. И поэтому, не идя, не стоя, не сидя, не видя, не слыша, нельзя молиться богу. Также и все неодушевленные предметы сотворены не без надобности. Одна трава сотворена ядом, другая — противоядием. И если вы не познаете и не изучите их, то это тоже будет грех; а если вы будете употреблять их в дело и на пользу, то в этом греха не должно быть.

Бөлісіңіз:

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған